Развивающие игрушки

Роль игрушки в развитии ребенка

Для чего ребенку нужны игрушки

Родители в какой-то момент времени вдруг с удивлением обнаруживают, что они не одни с ребенком. Детская комната оказалась оккупированной куклами и зайцами, машинками и мячами, кубиками и т. п. Все эти вещи влекут, очаровывают и будто приглашают малыша играть.

В каждом доме имеется большое количество вещей, приборов и инструментов, которые используются взрослыми почти ежедневно. Безусловно, эти вещи — предмет обожания и вожделения малышей в возрасте после года. Некоторые из этих вещей могут быть сломаны ребенком, другие даже опасны для него. Дети же во все времена хотели играть особенно теми предметами, которыми пользовались взрослые. Исходя из этих соображений взрослые, вероятно, еще в доисторические времена придумали для детей игрушки. Вторая причина появления игрушек объясняется стремлением родителей занять детей чем-нибудь, чтобы они им не мешали. В наше время многие родители считают, что ребенок должен находиться в своей комнате и играть, ведь не зря же они накупили ему столько всего. Дети, конечно же, справедливо возмущаются. То, что игрушки играют большую роль в развитии детей, факт неоспоримый. Однако, чтобы игрушка помогала ребенку развиваться, она должна его заинтересовать. Самые неожиданные предметы, как свидетельствуют наблюдения, могут вызвать интерес ребенка и стать для него игрушкой, так как, с точки зрения малыша, игрушка — совсем не обязательно купленный в магазине товар. Все зависит от возраста ребенка. Связка ключей, например, — замечательная вещь для годовалого человека (что, может быть, удивит некоторых родителей). В самом деле, посмотрите, как легко ее можно схватить. И держать в руке ее тоже приятно. Все ключи к тому же разной формы и величины, можно попробовать их куда-нибудь воткнуть. Если связкой потрясти, она мелодично позвякивает. И самое главное, это не какая-то детская штучка, а настоящая взрослая вещь, которой родители пользуются ежедневно. Впрочем, промышленность давно учитывает интересы детей и родителей. Есть уже и связки ключей из пластмассы: альтернативный комплект удовлетворит запросы и малыша, и взрослых.

Игрушки играют в жизни ребенка разные роли: их можно любить, жалеть, воспитывать, с ними можно дружить. Какая-нибудь Жужа совсем не кажется ребенку неживой. В сущности, она является его первой настоящей подружкой и спутницей, иногда в течение нескольких лет. Больше того, она часть его самого. И даже по прошествии полутора десятков лет, несмотря на, почтенный возраст и весьма потрепанный вид, она так много для него значит, что расстаться с ней просто немыслимо. Таких игрушек никогда не бывает много. И не дай бог родителям избавиться от нее! Этим можно нанести ребенку такую травму, последствия которой бывают иногда трудно поправимыми.

«Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что сами они тоже могут исчезать. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки или медленно сдуваются воздушный шарик — все о может вызывать страх».

Многие игрушки являются копиями реальных предметов и поэтому могут задавать направление игре. Другие будят фантазию, так как позволяют смастерить что-то такое, чего раньше не было. Но прежде всего они должны соответствовать возрасту ребенка и его потребностям. Безусловно, хорошо, если у ребенка есть детская посуда или аптечка, чтобы играть в больницу. Так игра не только легче организуется, но в глазах ребенка больше похожа на реальность. Но если ребенок подрос и уже научился фантазировать в игре, то игрушки с конкретными реалистическими деталями могут, наоборот, стать для него препятствием. Одно из важных качеств, которое должна иметь игрушка, состоит в том, что она, в отличие от вещей или орудий, не должна задавать жесткого способа своего использования, не ограничивать свободу и полет фантазии. Например, понятно, что кукла-пупсик с соской во рту уже самим своим видом определяет характер манипуляций: ведь не пошлешь такую куклу в школу и не нарядишь ее в свадебное платье. Обыкновенная же кукла имеет больше возможностей превращения в зависимости от желания ребенка.

Вообще ребенок всегда найдет выход из положения, если чего-то вдруг нe хватает в игре. В любом доме всегда есть множество вещей, с которыми детям интересно играть. Обыкновенную ложку можно иногда использовать как лопатку, или мостик, или пруд для крошечной Дюймовочки. Если родители не потушат огонь фантазии, малышу никогда не будет скучно с тем, что он имеет.

Как играют девочки и мальчики

Когда мы говорим о роли игрушек, впервые возникает тема различия между мальчиками и девочками. Ученые утверждают, что до двух лет между детьми не отмечается никаких различий ни в поведении, ни в предметной деятельности. Во всяком случае, они не больше, чем индивидуальные различия, например, между двумя мальчиками. Независимо от пола дети в определенный срок овладевают одними и теми же навыками: стучат по столу, опорожняют емкости, строят башни и поезда, орудуют расческами и щетками, тарелками и, ложками. Мальчики с удовольствием моют посуду, девочек тянет к молотку. Различия появляются к двум годам. Если в этом возрасте дать мальчику игрушечную плиту, он начнет ее разбирать, девочка же — варить кукле обед.

Выбор пути, по которому в дальнейшем пойдет развитие игровой деятельности и поведения ребенка, определяется, как оказывается, не столько его полом, сколько нормами и образцами культуры. Начинается же этот процесс с отбора игрушек, которыми после года играют дети. Если погремушки и кубики по отношению к полу ребенка нейтральны, то машинки и куклы придают играм особый характер, определяют возможности и направление действий с ними. Благодаря этому постепенно меняется и объект ориентации детей: мальчики все больше подражают папам, а девочки — мамам. В результате у мальчиков все четче формируется предметно-орудийный, а у девочек, скорее, коммуникативный элемент игры.

«Содержание потребности в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах. Ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям и, действуя с ним заодно (вместе или попеременно), поддержал и усилил общее веселье. Детей радует сам процесс действий с игрушками и собственные выдумки. В два-три года и позднее сам процесс совместных действий, манипуляций переодевания, подползание, убегание — заключает в себе и главную цель их практической деятельности — стремление к совместному участию в процессе, к соучастию, результат же легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду».


Корзина пуста
Мы принимаем к оплате платежные карты Visa и MasterCard
Аттестат нашего WM идентификатора 156118998045