Развивающие игрушки

Детский сад. Монтессори - сад.

Её феномен - безграничная вера в способности малыша, стремление исключить малейшее авторитарное давление на формирующегося человека, ориентация на свободную, самостоятельную и активную личность. Мария Монтессори считала, что каждый ребёнок обладает впитывающим умом и в каждом малыше генетически заложены трудолюбие и потребность в саморазвитии. А это значит, что каждый маленький человечек способен брать из окружающей среды всё, что ему необходимо. Сложность в том, что впитывает малыш всё окружающее – и хорошее, и плохое. Поэтому взрослым очень важно создать специально подготовленную среду, которая будет содержать только то, что способствует развитию ребёнка. Обстановка по методике Монтессори продумана до мелочей, каждый предмет (будь то обучающая игра или пакет сока) должен быть расположен на доступном расстоянии для маленьких ручонок.

«Подготовленная среда»

Монтессори-учитель помогает малышу освоить новое и наблюдает за тем, как он развивается. Вмешательство в деятельность ребёнка возможно только в том случае, если малыш сам об этом попросит. Учитель идёт вслед за ребёнком, поддерживает его, даёт ему то, что требуется именно ему. Монтессори-учитель ведёт дневник наблюдений за малышом, где фиксирует все его достижения.

Попадая в так называемую подготовленную среду, малышу становится доступно абсолютно всё. Это очень важно, ведь в большом мире у него есть только игрушки, а такие интересные для ребёнка «взрослые» дела, будь то приготовление еды или пришивание пуговиц, под запретом. Малыш, словно лилипут в стране великанов: всё чужое вокруг, не приспособленное для него.

Совершенно другой уклад в садах Монтессори. Всё пространство группы разделено на пять обучающих и развивающих зон, продуманных до мелочей и имеющих чёткую логику:

-зона сенсорного развития;

-математическая зона;

-зона развития речи;

-зона практической жизни;

-зона космического воспитания.

На такой «зонированной» территории дети могут научиться многому: выбирать материал для своих занятий, место работы и её продолжительность. Это развивает в малышах самостоятельность, независимость от взрослых, чувство собственного достоинства, а значит и формирует их самооценку.

Ребёнок понимает необходимость поддержания чистоты, спокойного уклада и тишины. Он учится уважать свой труд и труд друзей. Другими словами, малыш учится жить в коллективе – жить, не мешая другим.

Далее мы рассмотрим каждую из зон более подробно.

Зона сенсорного развития.

Здесь ребёнок исследует и узнаёт окружающую среду, экспериментирует, соотносит понятия размера, формы, величины, длины, толщины, высоты, объёма, вкуса, запаха, веса и цвета. В этой зоне важное место занимают пособия, связанные с развитием тактильных ощущений (гладкий и шершавый, мягкий и твёрдый) и мелкой моторики.

Накоплению «подсознательных» знаний на этом этапе доматематической подготовки Мария Монтессори придавала большое значение. Ведь со временем они перейдут на сознательный уровень. «Никогда не кладите в ваши мысли того, чего не было в ваших руках», - говорила она.

Математическая зона.

Следующий шаг – развитие на сенсорном уровне математического мышления. Ребёнок изучает числовой ряд, знакомится с геометрическими фигурами, формирует образное понятие о числе при помощи бусинок, палочек и деревянных фигур. Малыш учится измерять, сравнивать, систематизировать. В пятилетнем возрасте он уже знает, что такое количество (цифры и линейный счёт до 100), оперирует понятием разряда числа (единицы, десятки, сотни, тысячи), умеет складывать, вычитать и умножать в пределах двадцати.

Зона развития речи.

Этой зоне уделяют особое внимание. Здесь ребёнок знакомится с алфавитом, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя их на рассыпанной манной крупе, учится составлять первые слова. В Монтессори-группах детей учат и читать, и писать. Но, по мнению М. Монтессори, письмо, и особенно написание прописных букв, как процесс легче, чем чтение, так как в нём задействованы психомоторные механизмы, а в чтении – весь интеллект. Поэтому детей сначала учат чтению.

Закрепление пройденного материала и знакомство с новыми словами происходит на групповых занятиях в кругу. Эти своеобразные уроки включают артикуляционную гимнастику: разучивание скороговорок, стишков, отгадывание загадок, чтение и обсуждение книжек, беседы, рассказы по картинкам. Дети учатся различать и называть части предметов, их качества, местонахождение, подбирают и используют слова с одинаковым и противоположным смыслом (синонимы и антонимы), слова-рифмы.

Ребятишкам очень нравятся и звуковые игры, когда воспитатель предлагает определить первый звук в слове. Так, незаметно для себя, малыш готовится к символьному обозначению звуков на письме.

Зона практической жизни.

Здесь малыш учится заботиться о себе: мыть руки и сервировать стол, правильно застёгивать пуговицы и шнуровать ботинки, мыть пол и протирать зеркало. Все инициативы ребёнка активно поддерживаются воспитателем. А это значит, что ростки самостоятельности, которые мамочки обычно гасят на корню («Ты ещё маленький», «не мешай, испачкаешься, прольёшь, разобьёшь», «Подрастёшь, и будешь делать всё сам»), всячески поощряются. Монтессори-учитель поддержит ребёнка, подскажет, как правильно обращаться с тем или иным предметом, то есть, говоря « монтессорианским» языком, даст презентацию. Все предметы, которыми пользуется малыш, не игрушечные, а настоящие. И если ребёнок разбивает чашку, проливает воду или рассыпает крупу, то он сам понимает, что сделал что-то неверно. Поэтому учителю нет необходимости наказывать малыша. Так осуществляется ещё один принцип педагогики Монтессори – педагогики без наказаний, из-за которых ребёнок становится агрессивным и одновременно неуверенным в своих силах.

Зона космического воспитания.

Эта территория решает задачу формирования целостной картины мира. Здесь малыш узнает основы ботаники и зоологии, анатомии и географии, знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как, например, пространство. Сначала эту категорию ребёнок понимает как личную зону – её границы нельзя нарушать без разрешения владельца. Дело в том, что в Монтессори-группах дети не часто сидят за партами. Обычно каждый малыш занимается своей работой, сидя возле маленького индивидуального коврика, который расстилает перед началом работы. И никто – ни товарищи по группе, ни учитель – не вправе ребёнка отвлечь. Только если пособие необходимо сразу двоим маленьким претендентам и материал предполагает работу в паре, дети могут договориться о совместных занятиях. Так, малыши получают бесценные навыки общения, умения договариваться и прислушиваться друг к другу.

В каждой Монтессори-группе есть дети разных возрастов. Кроха тянется за старшим, а тот охотно ему помогает, осваивая, таким образом, роль лидера.

Ксати, Мария Монтессори не была сторонницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, так как малыши, эти великие «подражатели», одинаково «впитывают» и хорошее, и плохое. Основными в Монтессори – методе являются игры-упражнения, в ходе которых ребёнок взаимодействует один на один с предметами, способствующими его развитию. Приветствуются игры по правилам, а также подвижные игры, если исключены соревновательные элементы и сравнения малышей друг с другом.


Корзина пуста
Мы принимаем к оплате платежные карты Visa и MasterCard
Аттестат нашего WM идентификатора 156118998045