Развивающие игрушки

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Еще с давних времен привилегия рассказывать сказки детям принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, работая по дому, они делились с малышами волшебными историями, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Слушая сказку, ребенок постигал загадки окружающего мира, взаимоотношения людей, учился преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На любой вопрос ребенка у мудрой матери находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о силах природы, о разных качествах, присущих человеку, о дружбе и взаимопомощи...

СКАЗКЕ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Если в первый год жизни ребенка для развития его мышления важен материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, стихи), то между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти действия героев сказок. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит поучений и наставлений, а сказка не учит напрямую. Она предлагает модели поведения, образы, с помощью которых малыш может самостоятельно усвоить важную информацию без какого-либо давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром. Психологи подчеркивают, что ребенку до 3-летнего возраста важно именно рассказывать сказку, а не читать ее.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к 2—3 годам мозг малыша готов к восприятию волшебных сказок. В исследованиях А. Запорожца выяснилось,что дети 3—4 лет хорошо понимают замысел героя,

если он проявляется непосредственно в действии, как, например, в русской народной сказке «Рак и лиса». В сказках, где задача героя дается через запреты и указания другим героям, дети четырех лет легко выделяют замысел врага. Например, мать козлят показывает, как будет волк вызывать козлят, предупредив, чтобы они не шли на эту хитрость и не открывали двери («Волк и семеро козлят», по Афанасьеву).

Облегчают понимание внутреннего смысла и часто встречающиеся в народных сказках повторения основного действия. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: «Решила лисичка обмануть людей и полакомиться чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана». Но малышу нравится в сказке именно то, как по нескольку раз одно за другим перечисляются все действия лисы. Ребенка увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Именно повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки делают ее понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Метафоричность и символизм сказки развивают воображение ребенка, он с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его, воспринимая все происходящее в нем как реальность.

Между пятью и семью годами детям хорошо читать сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. В этом возрасте дети продолжают искать в сказке решение своих насущных проблем, примеряют на себя роли и модели поведения разных героев, учатся тому, что хорошо, а что плохо.

КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Народная сказка, выдержав проверку временем, дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению. Но из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. И это не случайно. Наверное, дело в том, что в этих сказках содержится что-то нужное ребенку, то, что может ему помочь. Поэтому важно рассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (например, сказки братьев Гримм, А. С. Пушкина), истории, которые уже доказали свои воспитательные и лечебные свойства. По исследованиям ученых Университета западного Иллинойса, изучившим 168 сказок, пятью самыми популярными детскими сказками оказались «Золушка», «Белоснежка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Ганс и Гретель».

А вот искаженные, приукрашенные, «отредактированные» сказки проективно отражают скорее личные проблемы их автора (типа «Сказки о Мальчише-Кибальчише») или навязывают ребенку «господствующий тип социально-политического устройства» (типа «Сказки о Золотом ключике»).

Иногда попытки ограждения детей от негативного влияния некоторых сказок выглядят комично. Так, совсем недавно мир насмешила одна школа, где из программы изъяли «Трех поросят» — негоже, дескать, мусульманскому ребенку читать про приключения свинины. Моде на пересмотр сказочной идеологии поддались и эстонцы из респектабельного Тартуского университета: там предложили убрать из программы «Белоснежку». В этой сказке, оказывается, формируется образ женщины как домохозяйки, а для современного общества такое узкое понимание женской доли неприемлемо.

СКАЗКИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ

Сказки способствуют формированию зрелой личности, воздействуя на психику ребенка на бессознательном уровне: они предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

Народные сказки порою кажутся жестокими. Например, в неприукрашенных вариантах сказок типа «Теремок», «Терем мухи», «Рукавичка» медведь давит всех обитателей теремка. Такое окончание имеет свой смысл. 3. Фрейд считал главным предназначением психоанализа дать человеку мужество жить, ценить наш хрупкий мир. Ту же функцию выполняет для ребенка сказка. Да, лиса съела колобка, но жизнь-то продолжается.

В определенной мере переживание страха необходимо ребенку: страх помогает лучше пенить то, что уже имеем. Слушая страшную сказку, ребенок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь со страшными жизненными ситуациями, он в определенной мере уже будет к ним подготовлен. Кроме того, страшная сказка помогает направить внутреннюю тревогу, которая может быть непонятной для ребенка, на внешние объекты — Бабу-Ягу, Кощея и др.

Благодаря сказкам ребенок усваивает нравственные нормы, то есть, учится быть вежливым. В волшебной сказке показано, как поступает, например, добрая, трудолюбивая, отзывчивая, внимательная девочка, оставленная одна в лесу. И для очевидного сравнения ей противопоставляется противоположная форма поведения (сказка «Морозко»). Причем поведение проявляется не только в поступках, но и обобщается в словах: сказка резюмирует, как называется то или иное поведение и к каким последствиям оно ведет. И для этого в сказке существует специальный персонаж — «помощник». Он заменяет ребенку выводы, которые сделал бы из сказки взрослый. Так помощник-мышка говорит девочке: «Ты не грубила, хорошо поступала, вежливо ответила — за это получишь помощь, вознаграждение».

Сказка помогает ребенку понимать метафоры. Вне контекста малыш может считать, что «золотого сердца не бывает, оно из мяса или печенки». С помощью же сказки, где медведь отпускает домой того из детей, у кого «золотое сердце», и герои совершают поступки, проявляющие это свойство, дети начинают понимать смысл метафоры.

Любимая сказка может стать жизненным сценарием человека. Под ее влиянием могут формироваться линии поведения, которые будут проводить героя по всем дорогам и лабиринтам жизни, только уже не выдуманным, а реальным. Поэтому важно еще в детстве обращать внимание, какой герой, какое место в сказке особенно нравится малышу — вполне возможно в будущем он подсознательно будет стараться воплотить любимую сказку в жизнь.

Часто у ребенка есть сказка, которую он любит слушать часами, просит постоянно рассказать ее или почитать перед сном. Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать, разыграть любимый отрывок. Это поможет малышу лучше обобщить полученный опыт, а вам — лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые задачи. И волшебная сказка продолжает быть для него мудрым учителем и своеобразным проводником в мир взрослых. И не за горами то время, когда он сам начнет рассказывать сказки только уже своим детям...


Корзина пуста
Мы принимаем к оплате платежные карты Visa и MasterCard
Аттестат нашего WM идентификатора 156118998045